Виды веб-сайтов

Что такое Интернет? Интернет сейчас — это в первую очередь веб-сайты.
Веб-сайт — это совокупность веб-документов, объединенных в общую структуру, расположенная по определенному доменному адресу.
Существуют множестразличные классификации веб-сайтов. Но в целом все сайты можно разделить на две большие категории: коммерческие и некоммерческие. Кроме того, можно отдельно выделить еще и условно некоммерческие сайты.

К коммерческим следует отнести те сайты, которые непосредственно связаны с ведением бизнеса. С этой точки зрения среди них можно выделить:
1.стимулирующие продажи в «оффлайн»-бизнесе (т. е. бизнесе, который сам по себе существует вне зависимости от существования Интернета),
2.ориентированные на онлайн-коммерцию (т. е. те виды бизнеса, которые без Интернета невозможны, например интернет-магазины).
Основной аудиторией коммерческого сайта являются действительные и потенциальные клиенты.
По своему объему коммерческий сайт может быть:
1)сайт-визитка
состоит буквально из пяти-десяти страниц и содержит общие сведения о владельце сайта: его деятельность, реквизиты, контактная информация. То есть такой сайт действительно представляет собой расширенную визитную карточку предпринимателя или организации.
2)сайт-каталог
от сайта-визитки отличается в первую очередь наличием подробного прайс-листа, каталога продаваемой продукции, в котором могут быть перечислены подробные технические характеристики товара.
3)интернет-магазин
содержит каталог продукции, из которого пользователь может прямо на сайте выбрать и заказать нужные ему товары. То есть обязательным признаком интернет-магазина является возможность сделать он-лайн заказ. Чаще всего эта возможность дополняется функцией «корзины», которая позволяет за один раз заказать несколько приглянувшихся товаров.
4)промо-сайт
создается для презентации какого-либо конкретного товара или торговой марки и является частью общей маркетинговой программы по его продвижению. Содержит подробное описание технических характеристик и преимуществ товара, информацию о различных акциях, скидках и т. п.
5)бизнес интернет-портал
обычно принадлежат крупным компаниям с широким диапазоном видов деятельности. Содержит очень большое количество страниц, охватывает большое количество тем. Отличительной чертой является предоставление пользователю широкого диапазона различных сервисов: почта, форум, чат и т. п.

Некоммерческие сайты обычно осуществляют предоставление пользователям различной информации (информационные сайты) или оказание каких-либо он-лайн услуг (веб-сервисы). Таким образом среди некоммерческих сайтов можно выделить:
1)личные страницы
так называемые homepages (домашние страницы), на которых человек размещает информацию о себе, фотографии и какую-либо еще информацию по своему желанию. В настоящее время практически полностью вытеснены блогами и социальными сетями.
2)тематические информационные сайты
Посвящены какой-либо определенной, достаточно узкой тематике. В качестве примеров можно привести многочисленные сайты поклонников определенных писателей, фильмов, музыкальных групп.
3)поисковые системы
в настоящее время большая часть поисковых систем превратились в полноценные интернет-порталы (Google, Яндекс, Рамблер). Тем не менее в качестве примера «чистой» поисковой системы можно назвать Nigma.ru.
4)почтовые сервисы
в принципе, аналогично предыдущему пункту. Все крупные почтовые сервисы либо стали крупными интернет-порталами (например, Mail.ru), либо являются частью других порталов (например, Gmail.com как сервис, входящий в Google, или Яндекс.Почта как часть Яндекса).
5)социальные сети
приобрели в последнее время просто фантастическую популярность. Концептуальный принцип таких веб-сайтов базируются на социологических теориях социальных сетей. Фактически их функции заключаются в возможности зарегистрированных пользователей находить в данной сети определенных людей и поддерживать с ними связь, организовываться в сообщества по интересам, а также в предоставлении пользователям возможности размещать собственный медиа- и текстовый контент. Крупнейшими социальными сетями в мире являются Facebook и MySpace, а в России — «Вконтакте» и «Одноклассники».
6)блоговые сервисы
предоставляют площадки для ведения блогов, позволяют пользователям вести коллективные блоги (сообщества) и организовывать удобное взаимное чтение. Слово «блог» (blog) — это сокращение от web log — «веб-журнал». Фактически представляет из себя публичный он-лайн дневник. В настоящее время блоги имеют очень широкий спектр использования: от бытовых заметок для нескольких друзей, до политической трибуны для тысяч людей. В качестве примеров блоговых сервисов можно привести livejournal.com, liveinternet.ru, сервис микроблогов twitter.com и другие.
7)сервисы для хранения фотографий
дают пользователям бесплатный хостинг фотоизображений и возможности для их структурирования и классификации. Наиболее популярными фотохостингами являются flickr.com, photobucket.com.
8)сервисы для хранения и воспроизведения видео
на такие сайты пользователи могут загружать свои видеозаписи, которые могут просматривать все желающие. Более того, сервисы предоставляют возможность разместить это видеоизображение на любом сайте. Крупнейшим видеохостингом является YouTube.com, в России большую популярность получил RuTube.ru.
9)доски объявлений
фактически аналогичны обычным бытовым доскам объявлений или рекламным газетам. Каждый желающий может вывесить своё объявление, а все посетители сайта — прочитать его. Доски объявлений, как правило, поделены на несколько тематических разделов.
10)каталоги сайтов
содержат структурированные списки ссылок на веб-сайты, снабженные их краткими описаниями. Масштаб различных каталогов может сильно разниться: от нескольких сотен ссылок до глобальных всемирных каталогов. К последним следует отнести DMOZ и каталог Yahoo!. Русскоязычные каталоги — Яндекс.Каталог, каталог mail.ru.
11)тематические информационные интернет-порталы
представляют собой расширенную версию тематических сайтов с большим количеством новостей, статей и прочих материалов. Обычно обладают более широкой тематикой, чем тематические сайты, и предоставляют пользователям различные сервисы и прочие возможности. В качестве примера можно привести порталы avto.ru, sports.ru.
12)он-лайн энциклопедии
в подавляющем большинстве случае базируется на вики-принципе, который заключается в том, что любой пользователь может самостоятельно добавлять новые статьи и вносить изменения (правки) в уже существующие. Самой известной вики-энциклопедией является Wikipedia.

Очевидно, что большая часть перечисленных выше сайтов тем или иным способом занимаются зарабатыванием денег (размещением ли рекламы, или какими-либо платными услугами для пользователей). Однако такие сайты в первую очередь созданы не для получения прибыли, а для удовлетворения потребностей пользователей, поэтому их можно назвать некоммерческими. Впрочем, подобные разграничения весьма призрачны, так что многие из этих сайтов можно отнести к категории «условно некоммерческих».