Социальные сети.

Социальные сети — это интернет-ресурсы, формирующие связи и сообщества однозначно идентифицируемых пользователей на основе существующих между ними реальных социальных связей, или на основе общих интересов или деятельности. Взаимодействие пользователей друг с другом является главным принципом существования социальных сетей. Большая часть контента социальных сетей создается самими пользователями.
Тульская социальная сеть — Tutula.ru -контакты, бизнес каталог, группы, регистрируйтесь и тестируйте.

Изначально, социальные сети — это социологическое понятие, которое впервые ввел в научную терминологию социолог манчестерской школы Джеймс Барнс в своей работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Социальные сети рассматриваются как система взаимоотношений между людьми представляющие собой математический граф. Однако в последние несколько лет «компьютерное» значение термина «социальные сети» практически полностью вытеснило социологическое. Это связано с бурным ростом популярности интернет-сервисов социальных сетей. Уже появились пользователи, для которых Интернет отождествляется с, например, «Одноклассниками» (как раньше были люди, для которых Интернет — это «Яндекс»).

В чем же причина такого успеха?

Для того, чтобы понять это, необходимо обратиться к истории.

Первой социальной сетью считается Classmates.com, запущенная в далеком уже 1995 году. Ее концепция аналогична той, которую одиннадцать лет спустя применили на российском рынке «Одноклассники» — ориентация на объединение людей на основе школьных социальных связей. В 1996 году появился сайт SixDegrees.com. Его смысл заключался в попытке подтвердить так называемую «теорию шести рукопожатий» (в английской терминологии «Six degrees separation», отсюда и название сайта). Эта теория является одной из основополагающих в области изучения социальных связей. Ее суть заключается в том, что два абсолютно любых человека на Земле связаны друг с другом цепочкой знакомств («рукопожатий») состоящей максимум из 6 человек. Classmates.com существует и поныне, а вот SixDegrees.com закрылся в 2001 году. И только после этого, и после краха «пузыря доткомов» массово начали появляться новые социальные сети. Открывшиеся в 2002 году Friendster.com и Reunion.com (MyLife.com) предвестили начало взлета социальных сетей. Потому что в 2003-2004 годах появились такие сети как Netlog.com, Hi5.com, Tagged, а главное — LinkedIn.com, MySpace.com (в 2003 году), и Facebook (в 2004 году).

Причем уже тогда можно было легко заметить различную направленность всех этих проектов: LinkedIn позиционируется как деловая сеть для поиска и поддержания деловых контактов, MySpace с его мультимедиа контентом — отличное место для меломанов, а Facebook вообще оставался, вплоть до 2006 года, закрытой сетью для студентов и выпускников Гарварда.

Примерно как раз на то же время приходится начало «эпохи веб 2.0». Впервые термин «веб 2.0» применил Тим О’Рейли в своей статье «What is Web 2.0» («Что такое Веб 2.0»). При этом содержание самой статьи заключалось в основном в сравнении «старого» Интернета и его сайтов с Интернетом «новым». Уже после этой программной публикации термин «веб 2.0» обрел прямо таки сакральный смысл и стал использоваться практически повсеместно. Как и многие другие термины-неологизмы, «веб 2.0» не имеет общепризнанного определения, и порой люди имеют весьма различные взгляды, что это есть такое. Нельзя не признать, что эта концепция имеет различные проявления, как в дизайне, так и технологии, однако ярчайшим проявлением новой модели Интернета являются изменения принципов взаимодействия пользователя с Сетью. Раньше интернет-пользователь был, подобно телезрителю или читателю газеты, пассивным потребителем информации. Да, уже тогда существовали различные сервисы, направленные на пользовательское взаимодействие, была возможность свободно «серфить» по волнам Интернета, однако это было всего лишь расширением пространства клетки традиционных коммуникационных средств — телефона и почты для общения с другими людьми и телевидения и газет как средства получения информации. В «эпоху веб 2.0» пользователь в Интернете обладает гораздо большими возможностями. Теперь любой пользователь имеет возможность не только получать, но и создавать информацию, контент. И социальные сети с их концепцией «свободного общения» стали здесь одним из локомотивов «веб 2.0».

Равно как и «веб 2.0», социальные сети (в компьютерном значении) не имеют общепризнанного определения. Поэтому вопрос о принадлежности того или иного сайта к социальным сетям не всегда можно считать однозначно разрешимым. Можно ли, например, считать социальными сетями сервисы блогов и микроблогов (Livejournal.com, Liveinternet.ru, Twitter.com)? Особенно остро эти вопросы стоят в связи с существующей сейчас тенденцией снабжения большей части более-менее крупных интернет-проектов элементами социальных сетей: регистрацией и анкетами пользователей, возможностью добавлять в друзья/избранное/любимое и т. д.

В целом же, несмотря на все их многообразие, социальные сети обладают одними и теми же функциями. Это необходимость размещать набор данных о себе, система «друзей» как основа взаимодействия пользователей друг с другом, возможность размещать свой собственный текстовый и мультимедиа контент. И естественно главное — общение пользователей как основной смысл существования всех этих сервисов.

Социальные сети, как впрочем и все проекты концепции «веб 2.0», поддерживают принцип фолксономии — совместной пользовательской категоризации информации, обычно заключающейся в использовании произольно создаваемых пользователями описаний и произвольно выбираемых пользователями же меток («тегов»).

В настоящий момент крупнейшими социальными сетями в мире являются Facebookи MySpace (по 250 млн. пользователей). За ними идут Windows Live Spaces, также известная как MSN Spaces (120 млн. пользователей), Habbo (117 млн. пользователей), Friendster (90 млн. пользователей), Hi5.com (80 млн. пользователей), Tagged (70 млн. пользователей), Orkut (67 млн. пользователей).

В России самыми популярными соцсетями являются «Одноклассники» и «Вконтакте», появившиеся в 2006 году и имеющие на данный момент примерно по 40 миллионов пользователей. Но есть между ними и различия: если «Одноклассники» — это российский аналог Classmates.com, нацеленный на пользователей в большей степени среднего возраста, то «Вконтакте» — это отечественный Facebook, ориентированный на более молодую аудиторию. В первые месяцы работы проекта там могли зарегистрироваться только студенты вузов и только по приглашению другого пользователя. Совсем недавно были озвучены планы «Вконтакте» о выходе на мировой рынок под брендом vk.com. Так что социальные сети в любом случае ждет интересное будущее.