DIERA.RU на ″РИФ + КИБ 2010″

C 21 по 23 апреля 2010 года в подмосковном пансионате «Лесные дали» проходила конференция «РИФ+КИБ 2010» — главное весеннее мероприятие Рунета. Это одно из самых массовых и интересных мероприятий в Рунете.
«РИФ+КИБ 2010» проходил в формате выездного подмосковного трехдневного мероприятия, состоящего из Конференции, Выставки и Внепрограммных активностей. В конференционной программе представлены секционные заседания, круглые столы, мастер-классы и мини-секции.
Всего прошло 92 секционных заседания, каждое продолжительностью 2 часа. В ходе каждого секционного заседания выступили в среднем 5-10 докладчиков.

Выставка «РИФ+КИБ 2010» была расположена в холле главного корпуса. На территории в 600 кв. м. разместились 32 стационарных и более 20 мобильных стендов компаний-партнеров конференции. На выставке организации демонстрировали свои последние достижения, причем выставка работала как в формате b2c, так и в формате b2b.
Помимо официальных мероприятий было множество неконференционных мероприятий, организованных компаниями-партнерами на 7 специальных постоянно действующих площадках на территории «РИФ+КИБ».
Поразила массовость данного мероприятия. В 2010 году к участию в РИФ+КИБ зарегистрировалось более 7000 участников. Мероприятие за 3 дня работы посетили более 5500 участников.
Распределение участников по городам России: около 70% — Москва, 30% — остальные города России. Более 150 человек приехали на конференцию из ближнего и дальнего зарубежья.
Как уже говорилось, конференция проходила в 3 дня. Мы выбрали для поездки второй день – 22 апреля – самый массовый по секциям день.
Определиться на какую же секцию идти было довольно сложно, так как каждая из заявленных секций была интересна. К тому же в каждой секции выступали докладчики – профессионалы в своей отрасли. Как обычно бывает, самые интересные секции шли в одно время, и приходилось выбирать между интересным и интересным. После долгих мучений было решено остановиться на четырех секциях: «Правовые особенности Интернет-бизнеса», «Рынок разработки интернет-проектов. Ситуация, тренды, аналитика», «Управление веб-студией: бизнес-процессы, ценообразование, кадры», «Реклама в Рунете: инновации, тренды, технологии».

На первой секции «Правовые особенности Интернет-бизнеса» обсуждались такие важные вопросы, как легализация контента в сети и борьба с пиратством. Был проведен краткий правовой ликбез (обзор законодательства и правоприменительной практики). Выступали Соня Соколова (zvuki.ru), Ирина Любимова (fotobank.ru), Владими Набатов (getmovies.ru). Они рассказали о том, что это такое – легальное аудио, видео и фото в Интернет и через сколько ступеней приходиться пройти, чтобы это все работало и работало хорошо. Действительно было интересно выслушать мнение тех, кто распространяет легальную продукцию. На секции выступал Павел Катков (Система Масс-Медиа), юрист. Он поведал о методологии борьбы с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет.
Выводы. Интернет всегда был открытой средой. И то, что выкладывалось в сеть, становилось общественным достоянием. Соответственно, скачивая музыку, никому не приходило в голову, что это чья-то собственность и за это надо платить. С развитием сервисов, пропагандирующих легальный контент, есть надежда на улучшение состояния авторского права в Интернет. Как это ни печально, но Россия занимает второе место (после Китая) по пиратской продукции. Однако, если по музыке и видео давно ведется плодотворная работа по борьбе с нелицензионными копиями, в том числе и в Интернет, то с изображениями дело обстоит куда сложнее. Исходя из доклада Ирины Любимовой – руководителя проекта fotobank.ru – это практически единственный в Рунете проект, распространяющий лицензированные изображения для использования в рекламе. Таким образом, покупая изображение на fotobank.ru можно быть уверенным в том, что у конкурентов оно вряд ли появится в рекламе. Также было интересно послушать о методах проверки легальности контента на сайтах.
Мое личное мнение, что российский Интернет стоит только в самом начале пути по легализации контента и пройдет еще очень много времени, прежде чем все будут использовать лицензионные материалы.

«Рынок разработки Интернет-проектов. Ситуация, тренды, аналитика» — это вторая секция, которую мы посетили. Она посвящена рынку заказных веб-разработок в России. В докладах был рассмотрены вопросы текущей ситуации на рынке, самых важных событий за последний год, анализ трендов развития отрасли, представлены данные аналитических исследований.
Основой данной секции стали рейтинги веб-студий от различных исследовательских групп, таких как Тэглайн, 1С-Битрикс и Рейтинг Рунета.
Первым выступал представитель компании 1С-Битрикс. Их рейтинг строился на основе опроса компаний-партнеров. В рейтинге участвовало порядка 7000 компаний. Оценивались такие факторы, как ставка специалиста при работе над проектом, количество выпускаемых проектов в год, использование CMS. Впервые был проведен опрос заказчиков, а как же они выбирают студию? В презентации были использованы материалы исследования компании iTrack.
Второй доклад был от Андрея Терехова, экспертная группа Тэглайн. Были представлены аналитические данные по проведенному исследованию: объем рынка, количество игроков, профилирование игроков, клиентов, используемые технологии и пр. Презентация результатов рейтинга ведущих веб-студий 2010. Рейтинг-распределение CMS, хостинг-провайдеров. Тренды развития рынка. В проведенном исследовании участвовало около 1200 компаний. По окончании доклада был представлен рейтинг ТОП-100 компаний.
Краткий доклад о рынке веб-разработок был от представителя Юмисофт, Сергея Котырева. Были рассмотрены вопросы цены и сегментации рынка, основные услуги, предоставляемые веб-студиями.
Еще одну версию рейтинга представил представитель CMSMagazine – Анатолий Денисов. Были освещены вопросы, связанные с объемом рынка веб-разработок, числу игроков и распределению по регионам. Тренды и ожидания 2010. Какие услуги приносят студиям наибольшую прибыль, количество активных проектов в портфеле, каналы продвижения веб-студии и другие аспекты бизнеса студий. По окончании доклада была презентация результатов проекта «Рейтинг Рунета» — ежегодных рейтингов веб-студий, SEO-компаний, систем управления сайтами.
Четвертый доклад в секции был от представителей компании NetCat. Рынок веб-разработок был представлен с точки зрения производителя системы управления, так как они обладают уникальным инструментом для анализа рынка — статистикой продаж. В докладе речь шла о том, как кризис повлиял на рынок веб-разработок и что из этого вышло.
Последним, но наверно самым запоминающимся был доклад руководителя компании ADV, Алексея Персиянова. Собственно суть выступления можно выразить словами самого докладчика: «Нас посчитали, а стали ли мы от этого лучше?».  Это был взгляд самой веб-студии на рынок разработки: как заказчик выбирает студию-разработчика, почему студии такие разные, в чем они отличаются на самом деле?
Выводы: Было представлено 4 рейтинга, составленных различными компаниями и на различных основаниях. Но цель рейтингов у всех одна – выявить студию, которая лучше всех))) Результаты рейтингов во многом схожи, да и параметры сравнения в основном одинаковы: оборот компаний, CMS, количество проектов, количество сотрудников, стоимость разработки. Мне бы хотелось остановиться на рейтингах CMS, используемых в разработке. Практически во всех рейтингах лидирующие позиции занимает 1С-Битрикс – коммерческая система управления сайтом, на вторых и третьих местах тоже коммерческие системы. Но вот, что интересно – открытые системы все ближе и ближе приближаются к коммерческим по количеству использования. Особенно это заметно в регионах, что и понятно: региональным компаниям важен бюджет проекта, а использование свободных открытых систем дает реальную экономию. Причем по своим основным характеристикам открытые системы практически ни в чем не уступают коммерческим.

«Управление веб-студией: бизнес-процессы, ценообразование, кадры». Практически все доклады в данной секции были посвящены подбору персонала и управлению этим самым персоналом в студии. Каждый из докладчиков делился опытом по наему, отбору и руководству сотрудниками компании.
Первым выступал Андрей Юнисов, руководитель компании WebProfiters. На примере создания собственной компании, он рассказал о сложностях, возникающих при приеме персонала. Основным для молодой компании является формирование профессиональной команды-единомышленников. Были рассмотрены вопросы по наему и взаимодействию персонала в компании, а также взаимодействие компании и клиентов.
Тему мотивации сотрудников и эффективного между ними взаимодействия затронул Сергей Оселедько, представитель компании Notamedia. От умения руководить командой зависит эффективность бизнеса. Руководитель должен подавать коллективу пример, быть беспристрастным и объективным. В основном, в своем докладе Сергей говорил о мотивации, стрессах сотрудниках, об ответственности и желании брать на себя эту ответственность. Доклад был основан на выдержках из различный теорий по управлению персоналом.
Андрей Терехов из экспертной группы ТЭГЛАЙН говорил о каналах привлечения клиентов в веб-студию, маркетинге и ценообразовании.
Юрий Новосад, компания Jeton, затронул интересную тему об управлении удаленным офисом. На примере собственной фирмы он рассказали о плюсах и минусах такого управления: в компании два основных офиса – в Москве (дизайн) и в Дубне (технический отдел). Были рассмотрены вопросы управления проектами и администрирование рабочих процессов между офисами,
взаимодействие с клиентами при удаленной разработке и технической поддержке проектов и способы сокращения издержек при сохранении высокого качества работ.
Очень интересный и эмоциональный доклад представил Олег Бунин, компания Онтико – Нагрузочное тестирование: снижение рисков неудачного старта проекта. Несмотря на специфичность темы, было довольно интересно и познавательно.
Выводы: Из всех докладов можно сделать общие выводы: для студии большое значение имеет персонал. Однако наем персонала – дело сложное, так как профессионалов очень мало и каждого сотрудника необходимо «растить». Как мне кажется в компании должен быть так называемый «костяк» — люди, которые знают что они делают, зачем и для чего нужна компания. Которые являются стратегами и ведут компанию за собой. На этих людей должны равняться рядовые сотрудники компании.

Уже вечером на последней в этот день секции «Реклама в Рунете: инновации, тренды, технологии» рассматривались новые форматы, новые возможности таргетирования, новые технологии. Точки роста доходов в медийной рекламе. Тренды 2010, которые уже сегодня становятся реальностью.
Выступали представители различных проектов, таких как Mail.ru, Бегун, Яндекс, MSN. Каждая компания рассказывала о нововведениях в Интернет-рекламе, о том что сегодня является нестандартом, а уже завтра может стать обыденностью.
Как раз про «стандартные нестандарты» говорила Ксения Коробейникова (Mail.ru). Основой доклада было нестандартное рекламное решение для заказчика, как Спецпроекты, которые в последнее время очень часто используются в качестве индивидуального подхода к рекламе товаров или услуг.
Мария Шевцова (СравниСам.Ру) говорила о генерации лидов. О том, что это такое, для чего нужны лиды и есть ли у них будущее.
Александр Роткин (MSN.ru) представил новый проект Wish & Buy – «желаю и покупаю». Были рассмотрены новые возможности размещения рекламы в социальных сетях и на порталах на основе запросов пользователей, а также преимущества и некоторые недостатки качественно нового метода монетизации трафика социальных сетей и порталов.
Михаил Козлов (Бегун) представил доклад «Развитие и перспективы контекстно-поведенческих технологий в рекламе», в котором была показана история и логика внедрения различных источников знаний и гипотез потребительских интересов в таргетирование рекламы.
На мой взгляд довольно интересным и неожиданным было выступление Ольги Шурыгиной (СпецБалтТранс) о психологическом таргетинге в рекламе товаров и услуг. Был представлен SWOT-анализ применения данной технологии. Психологический таргетинг — технология, позволяющая разделить всю аудиторию на четыре принципиально различные по своим психологическим характеристикам потребительские аудитории, сформулировать для каждой из них свои рекламные сообщения и спланировать рекламные компании с учетом особенностей каждой из этих психотипов. В докладе рассматривались различные технологии определения типов пользователей в сети и варианты применения таргетинга для рекламы товаров и услуг в Интернете.
Выводы: То, что еще вчера, казалось нереальным, сегодня считается нормой. В Интернет все нововведения очень быстро проходят стадию «новизны» — выходит новый сервис, новое решение, им начинают пользоваться и уже, спустя какое-то время, все привыкают и ждут чего-то более нового. Это во всем. В том числе и в рекламе. Не успели все привыкнуть к поведенческой рекламе, как уже предлагается таргетировать рекламу по психотипам, которые узнаются по нашему поведению в Интернет, по тем комментариям, которые мы оставляем. Интернет предоставляет возможность использовать различные методы рекламы. И кто знает, что нас ждет завтра?

Итоги поездки:
В целом мы остались довольны посещением конференции. Огромное спасибо организаторам: и место проведения, и выставка, и специальные мероприятия, и, естественно, основная часть – доклады – все на очень высоком уровне.

  • Интересно, спасибо.