Рынок поисковых систем 2011-2012

Любой относительно опытный пользователь интернетом без труда назовет хотя бы с полдесятка наиболее популярных поисковиков. Однако далеко не все они пользуются одинаковой популярностью. Конечно, владельцы компаний, которым принадлежат эти поисковые системы, делают все, чтобы прибавить популярности именно своему поисковику. Так что баланс популярности различных систем никогда не находится в незыблемом состоянии. И об этом наверняка будет интересно узнать многим пользователям интернета и поисковиков.

Главным критерием популярности любого поисковика является количество запросов, которые были сделаны через него пользователями. И эти данные можно взять из открытых источников, чтобы провести простейший анализ.

Итак, стоит рассмотреть наиболее популярные поисковики. Конечно, это будут Яндекс, Google, Mail.ru и Rambler. Начать стоит с самого популярного. Таковым на просторах Рунета является Яндекс.

Что же можно сказать о Яндексе и его успехах за 2011 год? Надо признать, успехи более чем заметны. Именно этому поисковику принадлежит 54,6 процентов от общего трафика. То есть, на него приходится более половины всех запросов, совершаемых в Рунете. А это – около полумиллиарда ответов на запросы пользователей за один месяц. Глупо и спорить с тем, что этот поисковик является сегодня безусловным лидером. И, судя по тем новшествам, которые постоянно вносятся в его работу, он и останется таковым по крайней мере в ближайшие год-два. Но об этом немного позже.

Второе место уверенно занимает поисковая система Google. Несмотря на то, что в целом по миру этот поисковик пользуется большей популярностью, чем Яндекс, в Рунете он значительно отстает. На его долю выпадает всего лишь 35,8 процента. Хотя и этот показатель можно назвать великолепным – сотни миллионы запросов за месяц является следствием постоянных нововведений, которые разрабатывают лучшие специалисты компании. Остальные лидеры идут с огромным отставанием. Так на долю поисковой системы Mail.ru приходится всего лишь 6,56 процента. То есть за месяц им выдается всего несколько десятков тысяч запросов.

И, наконец, Rambler. Хоть он и является относительно популярным поисковиком в нашей стране, ему доверяют лишь около десяти тысяч запросов в месяц. Таким образом, через него проходит всего лишь 1,47 процента поискового трафика. Что ж, хоть это и мизерный показатель, но и он не плох при состязании с такими гигантами, как Яндекс и Google.
Конечно, существуют и другие поисковые системы, которыми время от времени пользуются во время блуждания по интернету (например, QIP.RU, Yahoo, Bing и Nigma.ru.). Однако на просторах Рунета к их услугам прибегают настолько редко, что они просто не берутся в расчет – поисковики с десятыми долями процента от общего трафика не могут повлиять на общую картину поисковых гигантов.

Однако никто не может с уверенностью судить по текущим позициям в рейтинге поисковых систем о том, как будут обстоять дела через несколько месяцев или лет. Ведь сегодня поисковые системы обзаводятся огромным количеством дополнительных сервисов (собственные социальные сети, переводчики и другие), что может значительно повысить популярность. Именно поэтому каждая из компаний, которым принадлежат поисковые системы, тратят огромные деньги на прогнозирование и увеличение функциональности и эффективности работы своих детищ.

Например, Яндекс. Конец первого квартала 2011 года ознаменовался появлением собственного сервиса для переводов. То есть, теперь, как и в поисковой системе Google, вы легко и относительно качественно сможете перевести интересующий вас текст с огромного количества языков на более привычный вам. Правда на сегодняшний день сервис под названием Яндекс.Переводы работает только в бета-версии. Кроме того, словарные запас системы пока что не слишком обширен, если сравнивать с тем же Google. И все же такое нововведение можно считать солидным шагом, который позволит Яндексу значительно укрепить свои лидирующие позиции.

Кроме того, было проведено немало модернизаций, позволяющих упростить процедуру поиска. Ну а авторизованные пользователи получат возможность пользоваться подсказками, аналогичными прошлым поисковым запросам пользователя.

При результате выдачи значительно изменились сниппеты — короткие информационные блоки, появляющиеся ниже названия сайта и ссылки на него. Теперь появились ссылки на карты, указывающие на адрес компании или фирмы, владеющей сайтом.

Ну а наиболее заметным для веб-мастеров нововведением стали новые приоритеты расстановки запросов, что сделало поиск через Яндекс ещё более простым и эффективным. Простые же пользователи наверняка были приятно удивлены новым изменениям, которые повысили эффективность поиска по видеозаписям и изображениям.

Однако и поисковая система Google вовсе не стояла на месте. В её работу было привнесено огромное количество изменений, одни из которых заметил каждый пользователь, а другие же – только опытные специалисты.

Как известно, специалисты, работающие в корпорации Google, тратят больше всего усилий на то, чтобы повысить эффективность поиска путем устранения любого спама. Кстати, это значительно усложнило «черную» методику продвижения ресурсов. Но эти изменения практически не заметны обычному пользователю. А вот некоторые изменения просто бросаются в глаза любому.

Например, за минувшие месяцы 2011 года значительно изменился дизайн поисковой выдачи Google. Кроме того, владельцы поисковика решили не отставать от модных тенденций и решили обзавестись собственной социальной сетью, которую назвали без особых сложностей – Google+. Правда пока что социальная сеть работает лишь в бета-режиме. То есть проводится тестирование, так что возможно наличие багов и просто не слишком комфортного пользования. Кроме того, попасть сюда и зарегистрироваться можно лишь приглашению. Пока неизвестно какими именно новшествами и вкусностями Google собирается приманить к себе пользователей. Скорее всего, это будет известно когда бета-тестирование будет завершено и каждый желающий сможет зарегистрироваться здесь. Так что вполне возможно, что корпорации Google удастся значительно расшириться и займет не последнее место среди наиболее популярных социальных сетей.

Немалый ажиотаж вызвала покупка Рамблера. Она по праву считается одной из крупнейших покупок в Рунете. И это не случайно, по некоторым данным, сумма, которую компания «Проф-Медиа» потратила на покупку контрольного пакета акций Рамблера, составляет 300 миллионов долларов. Ну а руководство компании «Проф-Медиа» уже не раз доказывало обдуманность и рациональность своих действий. Поэтому можно быть уверенными, что специалисты уже приготовили немало нововведений, которые смогут значительно поднять популярность Рамблера если не в интернете в целом, то хотя бы в зоне Рунета. Некоторые специалисты считают, что теперь Рамблер будет расширяться при помощи развлекательного и информационного сервиса, благодаря чему сможет всерьез конкурировать с Mail.ru, во многом копируя его сильные стороны. Такая точка зрения вполне имеет право на жизнь – ведь теперь Рамблер станет активной частью крупнейшего медиа-холдинга. Так что следует ожидать действительно серьезных изменений в области расстановки приоритетов.

Что же можно сказать, опираясь на подобные тенденции? Скорее всего, лидеры списка и дальше продолжат занимать свои лидирующие позиции. Вот только в каком порядке? Не может ли случиться так, что популярность поисковика Google уже в ближайшие год-два превзойдет популярность его главного конкурента – поисковика Яндекс? Кому-то это может показаться если не смешным, то, по крайней мере, несерьезным. Однако не стоит сбрасывать со счетов того воздействия, которое оказывает на людей наличие социальной сети. А ведь если специалистам из корпорации Google удастся придумать что-то действительно интересное, способное привлечь большое количество пользователей в свою новую социальную сеть, это может значительно повлиять на баланс трафика. Даже если Google и не займет лидирующую позицию, он как минимум сможет значительно сократить огромный разрыв между собой и первым местом. Увы, поклонники Рамблера не смогут рассчитывать на то, что их любимый поисковик вырвется вперед. Но все же покупка его компанией «Проф-Медиа» сможет значительно укрепить положение этого поисковика. Ну а при введении дополнительных сервисов (в особенности развлекательного) популярность Рамблера наверняка значительно возрастет.