Использование поведенческих факторов: Яндекс с «человеческим лицом»

Особенность работы современных поисковых систем заключается в том, что, являясь по сути роботами, они должны показывать пользователям именно те результаты, которые выбрал бы человек. Поэтому одним из важнейших направлений усовершенствования алгоритмов ранжирования в поисковой выдаче является сбор информации о поведении и интересах людей, и дальнейшее использование этих данных для придания интернет «человеческого» облика. Такой принцип помогает бороться с многочисленными случаями «искусственной раскрутки» и создавать максимально качественную и полезную для пользователя выдачу.

Поисковая система Яндекс для достижения этой цели всё чаще использует так называемые поведенческие факторы – результаты сбора информации о реальном поведении пользователей поисковой системы. С 2010 года эти данные анализируются и включаются в алгоритмы ранжирования сайтов.

Для сбора информации о пользовательских характеристиках в Яндексе есть несколько основных технологий:

  1. Получение данных непосредственно из поисковой выдачи (соотношение показов и кликов, количество просмотренных результатов, возвращение к выдаче и другие). Самый простой пример — если пользователи чаще кликают на сайт, который находится не в топе поиска, то он является более релевантным и будет перемещен выше. Также используются данные о возвратах к выдаче (использование в браузере кнопки Назад) – если пользователь посетил сайт и вернулся к поисковой выдаче, то скорее всего, сайт не был релевантен запросу. Наиболее соответствующими в таком случае считаются те сайты, на которых поиск был закончен.
  2. Получение данных с помощью Яндекс.Метрики – собственного счётчика Яндекса, позволяющего получить полную картину о поведении посетителей и проанализировать поведенческие факторы как владельцу сайта, так и поисковой системе. Для наблюдения оценки действий пользователей здесь есть такие полезные инструменты, как вебвизор, карта кликов, карта ссылок, а сводка посещаемости выводит полную статистику посещаемости сайта. Все эти данные также учитываются алгоритмами поисковой системы.
  3. Яндекс.Бар (а с недавнего времени – Яндекс.Элементы) – предоставляет быстрый доступ к сервисам Яндекс и другим полезным данным (курсы валют, пробки, погода и другие). В последних версиях этого расширения появилась технология отслеживания местонахождения пользователей по IP или Wi-Fi , что создаёт максимально точный геотаргетинг и выдачу результатов, наиболее полезных в том или ином регионе.

Относительно недавно в Яндекс появились также персональные настройки. Это фильтры, направленные на индивидуализацию поисковой выдачи под конкретного пользователя – История поиска, Поисковые подсказки, Фильтрация страниц. Они позволяют скорректировать результаты выдачи, ускорить процесс поиска и сэкономить время пользователя. Персональные настройки работают по умолчанию для всех пользователей, но срабатывают только если их можно связать с историей запросов. Их можно отключить самостоятельно в настройках системы, а также они отключаются, если данная поисковая система используется редко.

Какие именно поведенческие факторы учитываются поисковыми машинами? Можно перечислить основные:

  • Показатель отказов — если пользователь покидает ресурс, посмотрев одну страницу, это рассматривается поисковой системой как нерелевантность запросу и может свидетельствовать о некачественности ресурса. Этот показатель не всегда является верным (к примеру, на сайтах некоторых тематик посетитель может получить полный ответ на свой вопрос уже на первой странице сайта), но тем не менее учитывается поисковыми алгоритмами.
  • Общее время посещения сайта пользователем – чем больше время, проведённое на сайте, тем более сайт полезен, интересен и удобен для пользователя, а следовательно и для поисковой системы.
  • Глубина просмотра – количество просмотренных на сайте страниц, также говорит о его качестве. Чем больше интересной для пользователя информации – тем выше сайт будет оценен поисковой системой.
  • Первый и последний клики в выдаче – наиболее релевантными запросу считаются именно те сайты, с которого пользователь начал и которым закончил просмотр выдачи.
  • Действия пользователей – клики, прокрутка страницы, движения мышкой. Отсутствие каких-либо действий со стороны пользователя указывает роботу о возможной искусственной накрутке, что негативно отразится на позициях сайта в выдаче.

Так как поисковые системы активно борются за создание интернета с «человеческим лицом», становится очевидным, что роль поведенческих факторов со временем будет увеличиваться. Поэтому эти показатели можно и нужно использовать не только поисковым системам, но и вебмастерам для усовершенствования своего сайта и улучшения его позиций в поисковой выдаче. Для этого стоит для подключить Яндекс.Метрику, чтобы иметь возможно самостоятельно анализировать данные о посещении ресурса пользователями, находить и исправлять проблемные места сайта. Необходимо сделать ресурс интересным и привлекательным для пользователя. Можно дополнить сайт полезными онлайн-сервисами, уникальным и качественным контентом, удобным функционалом, тем самым мотивируя посетителей возвращаться на него снова. Таким образом, работа над увеличением конверсии и посещаемости сайта увеличит его поведенческие показатели естественным образом, что благоприятно скажется на восприятии поисковыми машинами и позиции ресурса в поисковой выдаче.